Часто задаваемые вопросы

Общие вопросы по программе
Какова миссия программы “Учитель для России”?
Кто участвует в программе “Учитель для России”?
Принимаем ли вы участников из педвузов?
У меня нет педагогического образования. Возьмут ли меня работать в школу?
Чем подход программы к педагогике отличается от традиционного?
Почему нужно работать в школе на протяжении двух лет? Могу ли я остаться в школе только на один?

Отбор на программу “Учитель для России”
Есть ли возрастной ценз для участия в программе?
У меня уже есть опыт работы в школе. Могу ли я принять участие в отборе на программу?
Сколько новых участников программы планируется набрать в 2016 году?
Как определить, входит ли мой вуз в ТОП-45?
Граждане каких государств могут принимать участие в программе?
Если мой вуз не входит в ТОП-45, средний балл ниже 4,0 и я не знаю ни одного иностранного языка, могу ли я подать заявку на участие в проекте?
Я уже работаю в школе. Могу ли я стать участником проекта и остаться преподавать в той же школе?
До какого числа можно подать заявку?
Почему указано 2 дедлайна?
Я хочу добавить/исправить что-то в своей заявке. Что мне делать?
Через какое время ждать ответа по заявке? Стоит ли волноваться, если мне не отвечают месяц?
Можно ли получить обратную связь о том, почему я не прошел?

Распределение по школам
Как происходит распределение по регионам, школам и возрастам (классам)?
Будут ли учтены мои предпочтения по географическому расположению школы?
Какова механика распределения по школам?
В каких классах я буду преподавать?

Подготовка к школе — матрикуляция
Как я подготовлюсь к тому, чтобы работать в школе?
Могу ли я посетить уроки участников программы?

Подготовка к школе — Летний институт
Что представляет собой Летний Институт?
Какова продолжительность ЛИ и обязательно ли участие во всех сессиях?
Где он будет проходить?
Как мне нужно готовиться к Летнему институту?
Можно ли пропустить Летний институт?
Может ли моя семья или друзья навестить меня во время Летнего института?
Летний институт — это единственный курс, который будет готовить меня к школе?

Подготовка к школе — оформление на работу
Какие официальные соглашения и с кем подписываются участниками программы?
Какие документы необходимы для трудоустройства в школу?
Дает ли участие в программе отсрочку от службы в армии?
Сколько дней будет длиться мой отпуск?

Работа в школе
Как происходит обучение участников программы в течение учебного года?
Какой документ выдается участнику после окончания переподготовки?

Условия участия
Как будет формироваться моя стипендия?
Когда выплачивается стипендия?
Помогает ли программа с переездом?
Что делать, если у меня не ладится работа в школе/отношения с коллегами?
Возможно ли совмещать участие в программе с другой деятельностью, учебой, работой?

После окончания программы
Чем я смогу заниматься после окончания программы?
Грант на какой проект можно получить по окончании программы?

Общие вопросы по программе

Какова миссия программы “Учитель для России”?

Миссия программы — качественное образование для каждого ребенка в стране.

Долгосрочная цель программы — создание сообщества молодых талантливых специалистов, изнутри изучивших систему образования и способных дать импульс для ее обновления и развития.

Основные задачи программы:

  • Подготовить новое поколение учителей, способных увлечь и научить детей мыслить;
  • Создать в обычных школах благоприятную среду, способствующую здоровой социализации и пробуждающую интерес к познанию;
  • Привлечь в школы и систему образования «критическую массу» талантов.

Кто участвует в программе “Учитель для России”?

Мы отбираем лучших молодых специалистов, профессионалов в различных областях знаний, чтобы раскрыть их педагогический потенциал и дать новый импульс развитию российского школьного образования. При привлечении участников мы ориентируемся на ТОП-45 из Рейтинга вузов 2015 года. Первыми участниками программы стали выпускники ведущих российских вузов, таких как: МГУ (10 из 42 участников первого набора), МФТИ, НИУ ВШЭ, МГИМО, СПбГУ и других.

Принимаем ли вы участников из педвузов?

Диплом педагогического вуза (как и любого другого) не является ограничением для подачи заявки и прохождения отбора в программу. Подав заявку, любой участник проходит отбор на общих основаниях.

У меня нет педагогического образования. Возьмут ли меня работать в школу?

Участники программы “Учитель для России” начинают работать в школах, не имея педагогического образования, параллельно проходя программу переподготовки по педагогике Института Образования НИУ ВШЭ. Первым этапом переподготовки является Летний институт.

Чем подход программы к педагогике отличается от традиционного?

Программа не придерживается одного конкретного подхода в педагогике, поэтому мы не можем говорить об отличиях. Мы за многообразие педагогических форм и подходов, приводящих к успехам учеников. Важным принципом в педагогике для нас является роль ребенка как полноправного, сознательного и активного участника учебно-воспитательного процесса, развивающегося в меру своих возможностей и способностей.

Задача педагога — раскрыть потенциал ребенка, пробудить интерес к познанию и настроить на полную отдачу и максимальную мобилизацию всех способностей.

Почему нужно работать в школе на протяжении двух лет? Могу ли я остаться в школе только на один?

Программа рассчитана на два года, так как именно за этот срок вы сможете пройти стадии от адаптации до комфортного ощущения работы в школе, которое также позволит вам работать с изменением школьной среды в целом.

Вы приходите в школу, чтобы открыть новые возможности для детей в школах, работающих в сложном контексте, часть из них расположена в заброшенных районах, откуда все стремятся уехать — эти школы не полностью укомплектованы, более 50% девятиклассников не идут в 10-11 классы, уровень учеников внутри одного класса бывает очень разный — и с точки зрения владения русским языком, и предметами. За один год почти невозможно добиться результатов с детьми, повлиять на них.

Отбор на программу “Учитель для России”

Есть ли возрастной ценз для участия в программе?

Нет. Единственное ограничение – необходимость иметь законченное высшее образование к 1 сентября 2016 г.

У меня уже есть опыт работы в школе. Могу ли я принять участие в отборе на программу?

Безусловно, можете. Опыт работы в школе не является ни ограничением, ни преимуществом участия в программе.

Сколько новых участников программы планируется набрать в 2016 году?

120.

Как определить, входит ли мой вуз в ТОП-45?

Мы руководствуемся рейтингом агентства “Эксперт”.

Граждане каких государств могут принимать участие в программе?

В программе могут принимать участия граждане любого государства, если у них есть разрешение на работу на территории Российской Федерации. Для граждан России, Белоруссии, Казахстана, Армении и Кыргызстана подобное разрешение не требуется, так как они являются членами Таможенного союза.

Если мой вуз не входит в ТОП-45, средний балл ниже 4,0 и я не знаю ни одного иностранного языка, могу ли я подать заявку на участие в проекте?

Можете, если у Вас есть какие-либо значительные, на Ваш взгляд, достижения и высокая мотивация на участие в проекте.

Я уже работаю в школе. Могу ли я стать участником проекта и остаться преподавать в той же школе?

Только в случае, если одновременно Вы пройдете отбор в качестве кандидата, и Ваша школа войдет в пул школ-партнеров программы. Для этого школа должна находиться в одном из регионов, с которыми мы работаем (для 2016 года это Московская, Тверская, Калужская, Воронежская области), подать заявку на участие и пройти отбор, который предусмотрен для выбора школ-партнеров.

До какого числа можно подать заявку?

В 2016 году впереди еще два этапа приема заявок:
I этап: до 27 марта
II этап: до 17 апреля

Почему указано 2 дедлайна?

Чем раньше Вы подали заявку и прошли все этапы отбора, тем больший приоритет будет у Вас на этапе выбора школ и регионов для участия в программе.

Я хочу добавить/исправить что-то в своей заявке. Что мне делать?

Напишите об этом на i@choosetoteach.ru. Мы обязательно внесем все необходимые изменения в Вашу анкету, если она еще не прошла этап скрининга.

Через какое время ждать ответа по заявке? Стоит ли волноваться, если мне не отвечают месяц?

Мы обязательно сообщим о судьбе заявки каждого кандидата по почте или по телефону. Крайний срок окончательного ответа – 16 мая. Если Вас беспокоит, что мы Вам все еще не ответили, Вы всегда можете написать на i@choosetoteach.ru.

Можно ли получить обратную связь о том, почему я не прошел?

После каждого, кроме первого этапа (знакомства с Вашей анкетой) мы предоставляем обратную связь кандидатам, получившим отказ. Для получения обратной связи Вы можете написать на i@choosetoteach.ru.

Распределение по школам

Как происходит распределение по регионам, школам и возрастам (классам)?

Мы сотрудничаем со школами, заинтересованными в партнерстве с программой. Директора в этих школах открыты к экспериментам и готовы дать свободу нашим участникам.

При этом мы отдаем приоритет общеобразовательным школам, которые не проводят отбор детей, и у которых нет дополнительных ресурсов для привлечения молодых специалистов.

В 2016-2018 годах мы распределяем участников в школы командами от трех человек для создания сообщества и облегчения процесса адаптации.

На распределение участников по школам влияют сразу несколько факторов.

Наличие вакансий по определенным предметам в каждом из регионов-партнеров

Пример: участник хочет преподавать географию и переехать в Тверскую область, а Тверская область вакансий географов не дала, мы не сможем выполнить все пожелания участника и будем предлагать альтернативный вариант. В этом контексте важно сразу подумать, какой еще предмет Вы могли бы преподавать, в случае если вакансии по первому профильному предмету не окажется.

Формирование максимально эффективных команд учителей, выходящих в одну школу, с учетом запроса директора, его личностных особенностей, особенностей культуры, менталитета и педагогического состава школы, пожеланий педагогов (в наложении на конкретные вакансии по предметам от каждой школы)

Пример: директор школы считает, что хороший учитель всегда должен “зажигать”, и весь коллектив в школе соответствует его представлениям. В этом случае ему может быть трудно сработаться с учителем, не склонным к яркому вовлекающему поведению.

В целом мы прикладываем все возможные усилия, чтобы учитель попал в тот педагогический коллектив, который созвучен ему по общечеловеческим ценностям и подходу к образовательному процессу.

Будут ли учтены мои предпочтения по географическому расположению школы?

 


Мы внимательно относимся к пожеланиям участников по распределению и обязательно стараемся их учитывать, но не гарантируем выполнение всех пожеланий.

Какова механика распределения по школам?

После того, как Вы примете наше Предложение об участии в программе, Вам будет направлена анкета, уточняющая Ваши предпочтения относительно преподаваемого (-ых) предмета (-ов), возможности переезда и приоритетного региона.

Основываясь на предоставленной Вами информации, мы подбираем оптимальную вакансию и отправляем каждому участнику Предложение о трудоустройстве.

Из Предложения участник узнает, в какой регион ему предлагается переехать, в какой школе работать и какие участники потенциально могут оказаться с ним в команде.

Если участник не принимает Предложение, то следующий вариант он получит только тогда, когда предложения будут сделаны всем остальным участникам по очереди в списке. Таким образом число вариантов для трудоустройства с каждым кругом прохождения списка стремительно сокращается.

Как только участник определяется с выбором, мы предоставляем директору его анкету, и после подтверждения интереса со стороны руководства школы организуем поездку-знакомство. В случае положительного развития событий следующим шагом становится подписание трудового договора. Если же по каким-то причинам совпадения интересов не происходит, мы продолжаем подбирать ту самую школу, которая устроит нашего участника и критериям, и ожиданиям которой он будет отвечать.

Процесс распределения по школам мы планируем завершить до конца мая.

На данный момент примерное соотношение вакансий следующее (оно может меняться по мере поступлений новых вакансий):

  • Английский язык: 22%
  • Математика: 22%
  • Русский, литература: 20%
  • Физика: 5%
  • Химия: 5%
  • Биология: 5%
  • Информатика: 2%
  • История: 5%
  • География: 5%
  • МХК | ИЗО: 3%
  • Немецкий: 1%
  • Технология: 1%
  • Психолог: 3%
  • Физкультура: 1%

Важно понимать, что всегда остается небольшая вероятность того, что все перечисленные выше факторы не совпадут и мы не сможем подобрать соответствующую Вашему профилю вакансию в подходящей школе. К сожалению, мы не застрахованы от такого риска.

В каких классах я буду преподавать?

Программа работает с классами средней школы: 5-9. Школы, которые предоставляют вакансии, ориентированы именно на это. Как показывает практика, в редких случаях вакансии включают также преподавание в классах младше или старше заявленных. Распределение по классам диктуется конкретной вакансией от школы и очень сильно зависит от предмета.

При распределении важно оперативно запросить у школы учебные программы и список учебников для того, чтобы успеть проработать эти материалы летом в команде с Вашим методистом.

Подготовка к школе — матрикуляция

Как я подготовлюсь к тому, чтобы работать в школе?

С момента принятия Предложения об участии в программе до Летнего института вы получите возможность поучаствовать в процессе “матрикуляции” (или, простыми словами, погружения), который позволит лучше понять:

  • как работает программа;
  • с какими школами она работает;
  • что представляет собой опыт участия;
  • что такое летний институт и как к нему подготовиться, чтобы участие было наиболее эффективным;
  • какие знания по предмету необходимо освежить.

В частности, вы сможете:

  • встретиться с участниками первого набора;
  • присоединиться к ежемесячным встречам участников в КУ Сбербанка;
  • получить список книг и статей по методикам преподавания и основным педагогическим теориям для обязательного чтения, а также список литературы и задания к Летнему институту;
  • посетить уроки участников первого набора;
  • съездить в школу трудоустройства;
  • встретиться с методистом и обсудить задания, которые необходимо будет подготовить к Летнему институту;
  • познакомиться с опытом лучших московских школ.

Основная работа по подготовке к работе в школе проходит в Летнем институте.

В дополнение к основному курсу Летнего института, в конце августа также пройдет короткий курс подготовки к школе (от 2 до 4 дней, место проведения уточняется).

Могу ли я посетить уроки участников программы?

Мы организуем такую возможность и считаем, что это очень полезный опыт. Сейчас участники программы работают в школах Москвы, Московской области, Воронежа и Воронежской области. Важно, что при посещении уроков участников Вы самостоятельно оплачиваете проезд.

Подготовка к школе — Летний институт

Что представляет собой Летний Институт?

Летний институт (ЛИ) представляет собой выездной интенсивный курс, который подготовит Вас к выходу в школу. Летний институт является первой частью программы профессиональной переподготовки от НИУ ВШЭ.

ЛИ — это уникальная коллаборация, объединяющая лучшие педагогические практики, современные образовательные технологии, элементы бизнес-образования, релевантные для педагогической деятельности, психологические и театральный тренинги, практики внимания и основы медитации.

Занятия Летнего института можно разделить на три тематических блока:

  • осознание себя как личности: мои сильные и слабые стороны;
  • практика преподавания: основы психологии и педагогики, методика преподавания предмета, новые методики в преподавании;
  • подготовка к 1 сентября: практическое применение Федеральных государственных образовательных стандартов, годовое и поурочное планирование, школьная среда и коллектив, школоведение.

ЛИ — это площадка для диалога наших участников и лидеров инновационного образования:

  • педагогов лучших школ Москвы и Санкт-Петербурга, среди них — «Пятьдесят седьмая школа», лицеи 1535, «Вторая школа», гимназии 1567, 1543 и 1514, ЦО 548 «Царицыно», школа-интернат «Интеллектуал», школа «Апельсин» (Санкт-Петербург) и другие;
  • ведущих экспертов из Института образования НИУ ВШЭ, МГПУ, РГГУ, МГУ, АППО СПб;
  • признанных специалистов в области альтернативных форм обучения — игрового и творческого. Среди них: Андрей Комиссаров, творческий коллектив Упсала-цирка, коучи и бизнес-консультанты, занимающиеся подбором руководящего звена, формированием кадрового резерва, развитием талантов и лидерского потенциала, тестированием команд по методу MBTI, Hogan, Caliper.

Занятия в Летнем институте строятся вокруг практики — работы с детьми. Вместе мы организуем городской лагерь “Территория лета” для детей из округи и проводим для них занятия по основным школьным предметам в интересной форме.

В ЛИ участники познакомятся с преподавателями, с которыми будут работать в течение года — методистами, коучами.

Подробнее о ЛИ можно прочитать в статье: “Мы верим в то, что педагогика — дело творческое и прикладное”, опубликованной на Newtonew.

По ссылке можно найти программу Летнего Института 2015 года, фотографии и комментарии участников.

Программа Летнего института 2016 будет представлена позднее.

Какова продолжительность ЛИ и обязательно ли участие во всех сессиях?

Летний институт предполагает полное погружение участников. Занятия проходят с раннего утра до позднего вечера, с редкими выходными. Участники обязаны посетить 95% занятий курса. Летний институт также является окончательным этапом отбора на программу. Продолжительность: до 5 недель. Проживание, питание и прочие расходы оплачиваются организаторами. Билеты до места проведения оплачиваются участниками.

Ориентировочные даты: 30 июня — 4 августа.

Где он будет проходить?

Место проведения будет известно в марте 2016 года. Скорее всего, в этом году ЛИ пройдет в Калужской области.

Как мне нужно готовиться к Летнему институту?

В рамках процесса матрикуляции Вам будет выслан список рекомендуемой литературы и практические задания.

Можно ли пропустить Летний институт?

Нет, это обязательная часть программы профессиональной переподготовки. Участники обязаны посетить 95% занятий курса.

Может ли моя семья или друзья навестить меня во время Летнего института?

Мы понимаем, что поддержка семьи и друзей очень важна, поэтому препятствий к посещению нет. Мы просим планировать такие посещения преимущественно на выходные, чтобы они не мешали образовательному процессу.

Летний институт — это единственный курс, который будет готовить меня к школе?

Нет. В дополнение к основному курсу в конце августа также пройдет короткий курс подготовки к школе (от 2 до 4 дней, место проведения уточняется).

Подготовка к школе — оформление на работу

Какие официальные соглашения и с кем подписываются участниками программы?

Договор c Благотворительным фондом поддержки и развития образования «Новый учитель» — учредителем программы в России — подписывается до 10 июня 2016 года после того, как Фонд подберет для участника вакансию и согласует его кандидатуру с администрацией школы.

Срочный трудовой договор со школой, в которой Вы будете работать, подписывается в конце августа 2016 года.

Какие документы необходимы для трудоустройства в школу?

Трудоустройство в школу осуществляется на основании стандартных документов:

  • паспорт;
  • ИНН;
  • СНИЛС;
  • трудовая книжка;
  • диплом о высшем образовании (минимум степень бакалавра);
  • военный билет.

Дополнительные документы:

  • санитарная книжка;
  • справка об отсутствии судимости.

Дает ли участие в программе отсрочку от службы в армии?

Это возможно. Чем раньше участник пройдет отбор, тем с большей вероятностью программа сможет подтвердить ему отсрочку от армии. Если участнику нужна отсрочка, важно, чтобы он сообщил об этом в анкете-заявке. В случае успешного прохождения отбора это также необходимо сообщить контактному лицу из команды сразу после прохождения очного тура.

Сколько дней будет длиться мой отпуск?

Согласно статье 334 ТК РФ школьные учителя в России имеют удлиненный оплачиваемый отпуск 56 календарных дней. В течение летнего отпуска участники программы продолжают получать выплаты от программы в полном размере.

Работа в школе

Как происходит обучение участников программы в течение учебного года?

С первого месяца в школе у участников появляется разносторонняя система поддержки (коучинговая, методическая и поддержка профессионального сообщества).

В индивидуальной работе с коучем появляется возможность составить индивидуальный план развития и определить, как превратить школьный опыт в ресурс для личного и профессионального роста.

Кроме того, практикуется регулярная работа по предмету в группах с лучшими педагогами страны и коллегами — участниками программы с целью продолжать осваивать новые подходы в преподавании, интересные способы преподнесения сложных тем, обмениваться опытом, создавать новые образовательные технологии.

Каждый месяц программа организует общие встречи участников, работающих в одном регионе. Несколько раз в год происходят общие встречи всего набора с экспертами и преподавателями. Кроме обучения, эти встречи способствуют объединению молодых учителей в сообщество, и становятся площадкой для обмена опытом и впечатлениями от работы в разных школах и регионах.

На второй год программы к работе с участниками подключаются менторы как из сферы образования, так и из бизнеса, государственного управления, социального предпринимательства, в зависимости от интересов и плана карьерного развития каждого участника. В это время также появляется возможность с помощью менторов разработать свой проект в сфере образования и на конкурсной основе получить грант на его запуск.

Какой документ выдается участнику после окончания переподготовки?

Программа поддержки участников проходит в рамках программы переподготовки по основам педагогического мастерства Института образования НИУ ВШЭ. Через два года работы в школе, по окончании участия в программе, участники получают диплом установленного образца, предоставляющий право работы в школе.

В рамках программы выделены три точки сдачи работ в НИУ ВШЭ:

  • по окончании Летнего института (5 записей рефлексивного журала, 2 плана уроков, 1 видеозапись урока участника);
  • по окончании первого года преподавания (5 записей рефлексивного журнала, 5 планов уроков, 5 видеоотрывков урока, 1 аналитическая записка, рабочие программы и другие документы);
  • по окончании второго года преподавания (5 записей рефлексивного журнала, 5 планов уроков, 5 видеоотрывков урока, 1 аналитическая записка, рабочие программы и другие документы, презентация итогового проекта участника).

Материалы оцениваются экспертами Института образования НИУ ВШЭ и приглашенными практиками образования.

Условия участия

Как будет формироваться моя стипендия?

Ежемесячное вознаграждение формируется за счет следующих выплат:

  • средства от школы: заработной платы, получаемой в школе (точный размер зависит от среднего уровня оплаты 18-ти часовой ставки учителя в том или ином регионе и варьируется от 8000 до 18000 тысяч рублей) и зачисляемой на счет участника два раза в месяц;
  • средства от программы: фиксированной стипендии от программы, равной 20 000 рублям и перечисляемой один раз в месяц;
    вариативной части стипендии от программы — пособия на транспортные расходы и аренду жилья, в случае переезда или необходимости снимать жилье — равного 15 000 рублям и перечисляемого один раз в месяц. В случае, если участник программы не переезжает в связи с участием в программе и не снимает жилье, пособие не выплачивается. Программа не выплачивает пособие на аренду жилья, если регион выделяет бесплатное жилье для участников (минимальный стандарт качества жилья – отдельная комната в квартире в хорошем состоянии).

Суммы стипендии и зарплаты указаны после вычета налогов.

Когда выплачивается стипендия?

В рамках участия в программе участники получают 24 ежемесячные стипендии. Первая выплата стипендии происходит в середине августа, после успешного завершения Летнего института. Последняя — в середине июля, по окончанию второго года программы.

Помогает ли программа с переездом?

В случае переезда и необходимости аренды жилья, программа, дополнительно к фиксированной стипендии, выплачивает ежемесячное пособие до 15 000 рублей.

Поиск жилья осуществляется участником самостоятельно. Часто в поиске жилья помогает школа (у директора больше возможности помочь участнику непосредственно на месте).

Что делать, если у меня не ладится работа в школе/отношения с коллегами?

Поддержка участников задумана и организована таким образом, чтобы Вы всегда смогли поделиться своими сомнениями, опасениями или сложностями с Вашим коучем. Лучше не копить в себе страхи и недовольства, а сразу же проговорить с коучем и/или методистом или руководителями программы. Вся команда открыта для общения и будет рада Вас поддержать и помочь.

Возможно ли совмещать участие в программе с другой деятельностью, учебой, работой?

Теоретически это возможно, но требует отдельного индивидуального согласования с командой программы. По опыту первого набора на практике это очень трудно, поэтому крайне нежелательно. Нам важно, чтобы участник не терял эффективности и мог быть полноценно включен в работу.

После окончания программы

Чем я смогу заниматься после окончания программы?

Второй год программы включает в себя подбор менторов в соответствии с Вашими карьерными предпочтениями и разработку плана дальнейшего карьерного развития. Вы сможете продолжить карьеру в сфере образования: работать учителем, завучем, в перспективе — директором школы, открыть свою школу, запустить собственный образовательный проект, пойти работать в органы управления образованием, заняться исследованиями в сфере образования. Вы сможете пойти в бизнес: мы работаем над тем, чтобы ведущие компании были хорошо знакомы с программой, с нашей системой отбора, c программой обучения, которую проходят участники. Интерес к программе уже проявили BCG, Сбербанк, Яндекс. Этот список будет расширяться.

Грант на какой проект можно получить по окончании программы?

Грант выделяется на запуск проекта, а не на сам проект, и будет распределяется на конкурсной основе. Главный критерий — проект в области образования или в социальной сфере. Более подробные критерии будут сформированы до 1 сентября 2016.

Подать заявку