Учитель для России

Часто задаваемые вопросы

Кто может стать участником Программы?

Необходимым требованием для участия является законченное высшее образование на момент начала работы в школе. Это значит, что вы можете подать заявку, являясь студентом выпускного курса. Ваша специальность необязательно должна быть педагогической: мы приветствуем участие в Программе специалистов, увлечённых своим предметом и готовых преподавать его глубоко и живо. Мы ждём, что вы разделите с нами ценности гуманистической педагогики: вам должна быть близка идея о том, что каждый ребёнок может раскрыть свой интеллектуальный и творческий потенциал, если взрослый в образовательном процессе будет методично и вдумчиво искать с ним общий язык. Нам также важна ваша готовность при необходимости переехать в новый для себя населённый пункт: Программа фокусируется на развитии региональной школы. Участником Программы может стать практикующий педагог: мы всегда рады, когда к нам приходят учителя со сложившимся опытом, заинтересованные в дальнейшем профессиональном развитии. Возрастного ценза, как и требований к предыдущему педагогическому опыту, у Программы нет.

Как мне выбрать предмет, который я буду преподавать?

Выбирать нужно тот предмет, который по-настоящему зажигает вас, тот, о котором вы знаете достаточно много, знаниями о котором хотите делиться, — только такой подход к работе является залогом интереса к предмету у детей. При выборе предмета у вас нет ограничений, связанных с вашим образованием или профессиональной подготовкой. К примеру, если вы экономист, но мечтаете преподавать литературу, в которой прекрасно разбираетесь, мы с радостью предложим вам вакансию.

Из каких этапов состоит отбор в Программу?

Отбор участников проходит в четыре этапа. Для начала необходимо заполнить онлайн-заявку, в которой вы подробно расскажете о себе, своём образовании и профессиональном опыте. Второй этап — это Skype-интервью с командой проекта. При успешном прохождении интервью вы получите приглашение на очный тур отбора. Он будет проходить в одной из московских школ и представлять собой ряд интересных и непростых упражнений, которые помогут оценить ваши сильные и слабые стороны применительно к роли учителя. В отборочную комиссию входят лучшие специалисты по подбору персонала, представители бизнес-сообщества, директора школ и опытные педагоги. После вас ждёт проверка уровня владения предметом — собеседование с методистом. В случае успешного прохождения всех этапов отбора вы получите предварительное предложение о работе и начнёте готовиться к Летнему институту.

Как я подготовлюсь к работе в школе?

В случае успешного прохождения всех этапов отбора вы сможете принять участие во вводной программе, которая поможет погрузиться в проект «Учитель для России»: принять участие в подготовительных семинарах и сессиях, выбрать школу, которая подойдёт именно вам, познакомиться с учителями и командой Программы. После этого мы пригласим вас в Летний институт — первую часть программы профессиональной переподготовки от НИУ ВШЭ. Это выездной интенсивный курс, включающий в себя изучение Федеральных государственных образовательных стандартов, годового и поурочного планирования, а также педагогических технологий, практик внимательности, психологических и театральных аспектов профессии. Летний институт также призван подготовить вас к работе в школьной среде и к профессиональной жизни в новом коллективе. Вам предстоит пять недель тесной работы сначала с коучами, методистами и экспертами в сфере образования, а затем и с детьми в рамках лагеря «Территория лета», который мы придумаем и реализуем все вместе. По итогам Летнего института вы получите финальное предложение о работе.

Я прошёл Летний институт. Теперь я педагог?

Преподавать вы начнёте уже в грядущем сентябре, однако это не значит, что вы завершили обучение. Летний институт — это только первая часть программы переподготовки по педагогике от НИУ ВШЭ. Его прохождение даёт вам необходимые навыки и право вести новый вид профессиональной деятельности, преподавать в школе. Ваше обучение, однако, продолжается на протяжении двух лет Программы в формате ежемесячных сессий, лекций, воркшопов и занятий с методистами и завершается защитой выпускной аттестационной работы.

В какую именно школу я поеду работать учителем?

Мы сотрудничаем со школами Калужской, Тамбовской, Воронежской и Московской областей, заинтересованных в партнёрстве с Программой. Директора в этих школах открыты к экспериментам и готовы поддержать наших участников в поиске оптимального подхода к работе с детьми. После прохождения всех этапов отбора у вас будет возможность познакомиться со школами, где есть подходящая вам вакансия, побеседовать с директорами и выбрать место, где вам будет комфортнее всего работать на протяжении следующих двух лет.

В каком регионе я буду работать?

Участие в Программе часто предполагает переезд в другой населённый пункт. Нам важно сконцентрировать свою работу на регионах: в городах-миллионниках нет серьёзного недостатка в детских досуговых и образовательных возможностях, в то время как в небольшом посёлке школа становится настоящим эпицентром детства. При распределении участников по школам мы учитываем их географические предпочтения. Кто-то из учителей целенаправленно хочет попробовать работу в сельской школе и пожить среди полей и лесов, а кому-то важно остаться рядом с городской инфраструктурой. Администрация региона и руководство школы готовы помочь новым учителям с поиском жилья, а «Учитель для России» компенсирует средства на съём квартиры (а иногда, если речь идёт о сельской местности, и целого дома).

Я знаю школу в своём городе, в которой хочу работать. Могу ли я трудоустроиться туда при поддержке Программы?

Если ваша школа находится в Москве — увы, нет. Если ваша школа находится в Воронеже, Калуге, Тамбове и прилегающих областях — мы можем попробовать. В этом учебном году мы приостановили своё региональное расширение, чтобы закрепиться в тех школах, с которыми мы уже сотрудничаем, и вместе с ними оценить эффект от работы учителей Программы.

Я уже учитель. Могу ли я участвовать в Программе?

Конечно! Если вам интересно профессионально развиваться вместе с нашим сообществом и вы успешно пройдёте все этапы отбора, мы будем вам очень рады. У нас есть участники, которые преподавали в школе более десяти лет, а затем присоединились к Программе.

Как я справлюсь в школе один?

В новой школе вы никогда не окажетесь одни. Мы распределяем участников в школы командами от трёх человек для успешного формирования сообщества и облегчения процесса адаптации. Кроме того, вы поедете работать в коллектив, готовый делиться знаниями и открытый к совместному педагогическому поиску. Мастерство подачи предмета вы будете осваивать при поддержке методиста. Ваш коуч сможет направить вас на пути личностного развития, неизбежного в преподавательской деятельности.

Что я буду делать в течение двух лет, кроме преподавания предмета?

Программа устроена таким образом, чтобы дать вам возможность на протяжении двух лет посвятить всё своё рабочее время школе. Мы ждём от вас активного участия во внеурочной деятельности и обеспечиваем свободу разработки новых образовательных форматов для детей, которые окажутся вашими учениками. Ежемесячно вы будете выезжать на общие учебные сессии всех учителей, работающих по Программе, чтобы на два дня посвятить себя методическим сессиям, лекциям, обмену опытом и дальнейшему изучению педагогических практик. Вы часто будете вовлечены в деятельность команды Программы, рассказывать о своей работе профессиональному сообществу, журналистам и потенциальным участникам. Во второй год работы часть вашего времени также будет уходить на подготовку к выпуску: определение дальнейшей карьерной траектории, написание выпускной работы, подготовку проекта (в том случае, если вы захотите придумать свою образовательную инициативу и подать её на грантовый конкурс Программы).

Сколько стоит участие в Программе?

Участие в Программе бесплатное. В течение двух лет работы в школе, помимо официальной зарплаты учителя (от 8000 до 18 000 рублей — в зависимости от региона, в котором вы будете работать), вы будете получать стипендию от Программы в размере 20 000 рублей. А если для участия в Программе вы переедете в новый для себя населённый пункт, то также будете получать компенсацию на проживание в размере 15 000 рублей ежемесячно.

Чем я смогу заниматься после окончания Программы?

Во время второго года участия в Программе мы обсудим ваши карьерные предпочтения и вместе разработаем план вашего дальнейшего профессионального развития. По окончании Программы вы получите диплом о профессиональной переподготовке по программе «Профессиональные основы педагогической деятельности» Института образования НИУ ВШЭ и сможете продолжить карьеру в сфере образования или за её пределами: остаться работать в школе, запустить собственный образовательный проект при грантовой поддержке Программы, работать в сфере управления образованием, заниматься академическими исследованиями, продолжить свой профессиональный путь в сфере бизнеса, присоединиться к команде Программы.

Кто организует и финансирует Программу?

Над реализацией «Учителя для России» при поддержке партнёров работает команда из двадцати человек. Мы занимаемся презентациями и продвижением Программы, отбором участников, распределением по школам, образовательной программой, карьерным развитием и поддержкой учителей на протяжении двух лет участия в Программе. Наша главная цель — развитие сообщества неравнодушных педагогов, родителей, администрации школ, представителей СМИ, бизнеса и региональной власти, которые готовы системно работать над тем, чтобы российские дети получили лучшее образование.

 

Историческим якорным и самым крупным партнёром Программы является ПАО Сбербанк России в лице благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее». В последний год к попечителям Программы также присоединились представители бизнеса. Полный список партнёров Программы можно найти на нашем сайте. За сертификацию программы профессиональной подготовки отвечает НИУ ВШЭ.

Как вы оцениваете эффективность Программы?

Чтобы оценить системный эффект Программы, мы анализируем разные показатели: прежде всего удовлетворённость директоров школ-партнёров, академические и личные результаты детей в конкретном классе, отзывы детей и родителей, уровень сотрудничества между учителями Программы и педагогическим коллективом школы-партнёра. Наше первое большое исследование связано с атмосферой в классах, где преподают участники Программы. Гуманистический подход исходит из гипотезы, что чем благоприятнее школьный климат, тем выше включённость (и, как следствие, академические результаты) каждого ученика. Атмосферу в классе и эффективность учителей мы измеряем по семи категориям («поддержка и забота», «вовлечение и уважение», «интерес», «объяснение», «закрепление и систематизация», «требовательность», «управление классом») с помощью анонимного опросника Tripod.

Как я могу узнать о Программе больше?

Почитайте наш сайт и социальные сети (Facebook, «ВКонтакте»), приходите на презентации и встречи с командой Программы в вашем городе, напишите нам на you@choosetoteach.ru с интересующим вас вопросом.