Учитель для России

Миссия и история

Вдохновение

«Учитель для России» продолжает лучшие педагогические традиции страны. В истории России есть несколько примеров того, как желание добиться общественных перемен и улучшить систему образования объединяло талантливых и неравнодушных людей.

Во второй половине XIX — начале XX века представители интеллигенции поставили перед собой цель максимально сократить культурный разрыв между образованным сословием и народом, реформировав экономическую, политическую и, главное, социальную сферы жизни общества. Результатом их деятельности стала уникальная система земских учреждений, в том числе больниц и школ. В этих школах учителями работали десятки тысяч энтузиастов.

Земская школа. Урок ведёт Серафима Александровна Мышкина

В середине XX века неравнодушные учителя, заинтересованные не только в том, как привлечь школьников к общественно-полезной работе, но и в том, как вместе с ними улучшить окружающую жизнь, разработали новую методику, основанную на развитии ответственности, творческих способностей, психотерапии, игровом подходе и заботе. Среди них были популярны идеи А. С. Макаренко, автора «Педагогической поэмы», в которой он постарался описать весь свой опыт перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей в детской трудовой колонии в 1920-х годах. Изучали коммунары и материалы С. Т. Шацкого, который в начале XX века открывал первые детские клубы для подростков рабочих окраин Москвы. Необходимой частью теоретической базы педагогов-коммунаров стало «тимуровское движение» А. П. Гайдара.

Группа мальчиков у здания Дома трудолюбия для детей-подростков Галерной гавани. Санкт-Петербург. Начало 1900-х

Успех летнего лагеря «Орлёнок» в 1962 году привёл сначала к созданию местных секций клуба юных коммунаров, а уже в 1963 году — к Первому Всесоюзному сбору юных коммунаров. Несмотря на то что с 1965 года коммунарское движение потеряло государственную поддержку, оно всё же охватило всю страну, сумев заинтересовать десятки тысяч школьников и воспитать несколько поколений педагогов.

 

История

Идея программы «Учитель для России» зародилась у двух студенток СПбГУ, Алёны Маркович и Елены Ярмановой, в 2013 году. Вдохновением для Программы послужила международная модель Teach for All, работающая в 45 странах мира. Суть модели в следующем: выпускники престижных вузов, пройдя профессиональную переподготовку и конкурс на участие, на два года становятся учителями в обычных школах, где детям особенно требуются вдохновляющие педагоги, а коллективу — новые кадры. Школы, в которых преподают новые учителя, выбираются по уровню достигнутых академических показателей (обычно невысоких) и с учётом окружающего социально-экономического контекста (скорее неблагоприятного). Задача учителя в такой ситуации — помочь своим ученикам найти мотивацию к учёбе и поверить в себя, повысить их интерес к школьному образованию и тем самым непосредственные результаты учёбы. На протяжении двух лет учителя получают методическую и стипендиальную поддержку от Программы, а по их истечении могут продолжить педагогическую карьеру или развивать сферу образования из другого карьерного поля.

Ежемесячная встреча учителей Программы. 2016 год

Программы подобного типа нацелены на то, чтобы обеспечить равными образовательными возможностями детей с самыми разными стартовыми условиями — проще говоря, сделать так, чтобы место, где ребёнок родился, не являлось ограничивающим фактором для его профессионального самоопределения, мечтаний и амбиций. В свою очередь, новому учителю Программа даёт возможность начать карьеру в образовании, проявить свои лидерские качества и разработать собственные проекты, которые смогут влиять на образование системно.

«Когда я узнала, что во многих странах мира существует программа, благодаря которой выпускники лучших вузов, перед которыми открыты все двери, делают выбор посвятить два года работе в школе, мне эта идея показалась совершенно несовместимой с российской реальностью и оттого очень привлекательной. Эта модель бьёт в корень многих существующих в нашем обществе проблем: в первую очередь она в состоянии изменить тот несправедливо низкий статус, которым обладает для многих профессия учителя. Сделать „ребрендинг“ этой профессии, обеспечить её восприятие не только как благородной, но и как престижной — в этом одна из наших важнейших целей».

Алёна Маркович, сооснователь Программы
Александр Ядрин, учитель математики и физики в Каринской школе. 2015 год

Идея отправлять работать в школу выпускников непедагогических специальностей, параллельно обучая их педагогике, может показаться нетривиальной, однако команда Программы и её партнёры убеждены, что талантливый и чуткий специалист при должной методической поддержке может стать прекрасным учителем. В 2015 году проект «Учитель для России» официально поддержал Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Командой Программы вместе с Институтом образования НИУ ВШЭ была разработана уникальная программа обучения для учителей, совмещающая работу и обучение.

«В вузах учат теории, рассказывают, „как надо вести себя с детьми“, но, как только молодой учитель приходит в класс, всё, чему его обучили, зачастую теряет значимость. То, что происходит в классе, — это творчество, и педагогический успех — это успеть поймать и понять конкретного ребёнка, перевести его на рабочий лад. Достичь его можно только на практике, с классом, который может оказаться каким угодно, да ещё и в каждый момент времени менять собственную динамику».

Альберт Валерьевич Полуяхтов, директор калужской школы № 22
Летний институт. 2017 год

Генеральным партнёром Программы стал ПАО Сбербанк России в лице Благотворительного фонда «Вклад в будущее». Благодаря этой поддержке 1 сентября 2015 года первый, пилотный набор учителей в составе 40 человек вышел на работу в школы Москвы и Московской области, а также Воронежа и Воронежской области. В следующем году к Программе присоединились Калужская и Тамбовская области, финансовую поддержку ей оказали новые партнёры, а совокупное число новых учителей в 2016 и 2017 годах превысило цифру в 170 человек.

«Программа „Учитель для России“ будет эффективной только тогда, когда к ней присоединится большое количество участников. Но уже сейчас по первым выпускникам и отзывам учеников видны колоссальные результаты этих первых двух лет».

Герман Греф, президент, председатель правления Сбербанка
Герман Греф, президент, председатель правления Сбербанка. Выпускной Программы. 2017 год

Видение и миссия

Глобальная философия и видение Программы заключены в формуле: «Каждый ребёнок станет автором своей жизни». Под термином «авторство» мы подразумеваем способность видеть весь горизонт собственных возможностей, знать свои сильные и слабые стороны, ответственно принимать решения и верить в себя, быть собой и наслаждаться этим. Мы верим, что образовательный процесс должен вести к тому, чтобы ребёнок легко лавировал среди доступной ему информации, умел сопоставлять и анализировать, общаться и сотрудничать, запрашивать помощь там, где она ему необходима, и лидировать в тех процессах, где он успешно разобрался.

Лагерь «Территория лета». 2017 год

Наша миссия состоит в том, чтобы искать, трудоустраивать и поддерживать учителей, которые стремятся обогащать российскую школу собственным профессиональным и жизненным опытом. Мы хотим, чтобы с их помощью школа становилась платформой для поиска собственной правды, чтобы она объединяла разные голоса и мнения, помогала подходить к обучению с исследовательской позиции, учила слышать и принимать как себя самого, так и другого. Мы верим, что в союзе с региональными школами, вступающими с нами в плодотворное партнёрство, дети из самых разных уголков России, вне зависимости от места своего рождения и стартовых условий, будут иметь равный доступ к образовательным возможностям и смогут достигать самых смелых своих целей.