Учитель для России

Нарисуй свое будущее: исследование детских профессий мечты

9 февраля 2018

В январе 2018 года британский благотворительный фонд «Education and Employers» и отдел образования ОЭСР провели исследование «Drawing the Future». В ходе исследования учеников младших классов попросили нарисовать профессию мечты, указать, как они о ней узнали, и отметить свой любимый предмет в школе. Ответы школьников помогли определить основные тренды и факторы, которые влияют на предпочтения детей. Исследователи собрали более 20 тысяч ответов по всему миру, а в опросе приняли участие школьники 7-11 лет из Великобритании, Австрии, Беларуси, Бангладеш, Китая, Колумбии, Индонезии, Пакистана, Румынии, России, Швейцарии, Уганды и Замбии.

В России исследование провели участники программы «Учитель для России». Малика Ахмедова, Наталья Ермолаева, Надежда Соколова, Александр Кузьмин и Мария Малинина попросили своих учеников нарисовать свою профессию мечты и рассказать, откуда они узнали о ней. Мы попросили Марину Штойк, исследователя в программе «Учитель для России», рассказать о целях и результатах «Drawing the Future».

Участие в этом опросе показалось нам интересным не только с точки зрения анализа результатов, но и с точки зрения возможности для детей принять участие в международной инициативе, увидеть, как на вопросы отвечают их сверстники в других странах, запустить обсуждение результатов в классе. К тому же тематика опроса во многом созвучна с теми задачами, над которыми работают участники программы со своими учениками: расширение кругозора, способность видеть весь горизонт собственных возможностей, вера в собственные силы.

Несмотря на то, что результаты многих исследований доказывают, что представления детей о будущей профессии формируются и укрепляются в раннем возрасте, эта тема стала рассматриваться всерьез только недавно. Стремления учащихся могут быть обусловлены или ограничены гендерными стереотипами, социально-экономическим контекстом и кругом общения детей и их семьи. Эти факторы могут иметь непосредственное влияние на успехи школьников в определенных предметах, академический фокус и профессию, которые они выбирают в дальнейшем. Международный опрос «Drawing the Future» позволяет узнать, какие профессии выбирают дети младшего школьного возраста, что формирует (или ограничивает) их предпочтения.

Результаты исследования в России

В России в исследовании приняли участие 75 детей из Калужской, Тамбовской и Московской областей. Возраст 53% участников 9-11 лет, 47% — 7-8 лет. Выборка равномерно распределена между мальчиками и девочками. Самые популярные профессии среди школьников — полицейский (21%), учитель (11%) и спортсмен (10%). Стать военнослужащими или пожарными хотят 4% детей. И только одна научно-техническая специальность попала в десятку самых популярных профессий.

Гендерные различия

Учитель — самый популярный выбор у девочек, за ним следуют танцовщица и музыкант (певица). Как и в других странах, профессия врача оказалась более распространенным предпочтением у девочек, чем у мальчиков. Профессия полицейского достаточно популярна среди обоих полов, но встречается в три раза чаще в ответах мальчиков. Треть из них выбрали эту карьеру. На втором и третьем местах у мальчиков — карьера спортсмена, военнослужащего или пожарного. Ни одна девочка не выбрала данные профессии.

Как дети узнали о профессии

54% респондентов ответили, что знают кого-то, кто занимается выбранной профессией, лично. В большинстве случаев это член семьи (59%). В случаях, когда на их выбор не повлиял кто-то из знакомых, чаще всего они узнали о профессии по
ТВ/фильмам (93%). Интересно, что ни один из респондентов не ответил, что узнал о профессии из социальных сетей.

Международные результаты

Результаты опроса подтверждают влияние гендерных стереотипов и восприятия традиционно женских и мужских ролей на карьерные ожидания и предпочтения. Самый популярный род занятий среди мальчиков — полицейский или военнослужащий, в то время как профессия учителя — одна из самых распространенных среди девочек. Специальности научно-технического профиля гораздо популярнее среди мальчиков. В своих ответах они чаще выбирают такие профессии, как инженер или ученый. В то же время девочки стремятся работать с людьми и выбирают профессии, связанные с уходом и воспитанием: учитель, врач, медсестра или ветеринар.

Во всех странах большинство детей назвали математику или предметы естественнонаучного цикла своими любимыми предметами в школе. В развивающихся странах у детей более прагматичные и высокие профессиональные амбиции (врач, учитель). Стремления детей, живущих в развитых странах часто формируются под влиянием поп-культуры (спортсмен, карьера, связанная с социальными сетями или компьютерными играми).

В случаях, когда респонденты указывали, что знают кого-то с выбранной профессией, они частоссылались на родителей или членов семьи. Исключение составляют Уганда и Замбия, где наибольшее влияние на выбор ребенка оказывает учитель. В остальных случаях дети узнавали о профессии из фильмов или телепередач. Во всей выборке менее 1% детей указали, что узнали о профессии благодаря волонтерам — представителям профессии, которые приходили в школу.

Дальнейшие шаги

Выбор профессии кажется очень далекой перспективой для большинства младших школьников. Провести связь между тем, что они изучают в младших классах, и теми профессиями, которыми они будут заниматься в будущем, сложно. Ситуация еще более усугублена в тех регионах, где есть проблема высокой безработицы и недостаточной информированности о потенциальных возможностях в будущем. Встречи с профессионалами помогают детям увидеть связь между предметами, которые они изучают в школе, и работой. Приглашение представителей различных специальностей может быть максимально эффективным способом расширить кругозор детей и повысить их стремления. Очень важно, что волонтеры, которые приходят в школу, чтобы рассказать о своей профессии, могут стать образцом для подражания, помочь бороться с гендерными и этническими стереотипами. Цель подобных встреч — показать школьникам весь спектр возможностей, позаботиться о том, чтобы дети не исключали определенные варианты уже в раннем возрасте.