Учитель для России

Посмотри хоть одним глазком: как проект «Кружок» помог школьникам создать сайт села

6 февраля 2018

В январе этого года создатели проекта «Кружок» Сергей Нугаев и Саша Братчиков приехали в село Глазок в Тамбовской области по приглашению участников программы «Учитель для России» Арины Сачковой и Артема Замараева, чтобы провести школьникам курс по созданию цифровых продуктов. В результате курса школьники создали сайт Глазка, который позволяет познакомиться с жизнью села. Запуск сайта привлек внимание медиа. За несколько дней о нем рассказали Дождь, Сноб, Esquire, РБК, Такие дела, TJ. Артемий Лебедев написал о сайте в своем telegram-канале, а в Глазок каждый день на протяжении недели приезжают журналисты. Мы попросили создателей «Кружка» Сергея Нугаева и Сашу Братчикова рассказать о проекте и идее создать сайт села вместе с учениками Арины и Артема.

Саша Братчиков и Сергей Нугаев

Проекта «Кружок» запустился в мае 2017 года. За некоторое время до этого я познакомился с Сашей Братчиковым. Мы оба работали в Moscow Coding School, но в какой-то момент ушли оттуда и поддерживали связь удаленно. Примерно спустя год после этого я приехал в Петербург к Саше с предложением развивать региональное образование. Оказалось, что Саша уже полгода работал над концепцией такого проекта. Так появился проект, цель и мечта которого — дать каждому доступ к актуальным знаниям и возможность стать частью технологического сообщества.

Сейчас мы занимаемся проектами «Кружок — Тур» и «Кружок — Интенсив». Тур — это серия недельных школ технологий в регионах России. Занятия бесплатные, а аудитория — школьники с 6 по 11 классы. Интенсив — разработка для городов-миллионников. В рамках него мы решили сделать программу для подростков, которая целиком раскрывает процесс создания цифрового продукта — от идеи до дизайна, разработки и серьезной финальной презентации проекта. Такая формация позволяет подростку пройти весь процесс и определить, какое направление ему ближе.

Основной фокус нашего проекта направлен именно на тур, так как это ключевое звено для реализации основной цели — создания онлайн-платформы для удаленного обучения с вовлечением как учеников, так и преподавателей по всей России. На основе платформы мы построим самостоятельное сообщество людей, заинтересованных в технологиях и смежных сферах. Это люди, которые хотят либо учиться сами, либо помогать учиться другим.

Кружок — Глазок

Мы стараемся рассказывать о том, что можем сделать, а дальше реагируем на запрос из региона. Как правило, запрос исходит от местного учителя или образовательного активиста, и мы особенно рады идти навстречу в таких случаях. Такой человек — наш главный друг и соратник, с помощью которого мы сможем не потерять связь с учениками после тура. Главный приоритет — выстроить именно такие долгосрочные отношения, так как только на длинной дистанции можно достичь успехов.

В Глазок нас пригласила Арина Сачкова, участница программы «Учитель для России». Она написала нам: «Вряд ли вы приедете, но «Кружок — Глазок» звучит здорово». Отказаться мы не могли. Процесс обучения не отличался от того, что мы делали до этого в Воткинске, Вязьме или Калуге. Преподаватели сменяют друг друга, теоретические концепты подкрепляются самостоятельной практикой на мини-примерах и заготовках. Свободные преподаватели ассистируют и помогают, чтобы никто не отставал от группы. В перерывах — игры, перекусы, общение. Как раз в перерывах кроется главное впечатление. Например, девятиклассник Никита при игре в пинг-понг не оставил ни одного шанса видавшим виды нам.

С помощью ученицы Светы в Глазке мы смогли пополнить словарь терминов, которыми называют нас или наше дело. К «компьютерщикам» и «кодированию» теперь добавилась «программистика». Говоря открыто и честно, сложилось ощущение, что дети из городов — каким бы бедным ни был регион — знают, как применить и переложить на свою жизнь то, о чем мы рассказываем. В Глазке нам казалось, что присутствует небольшой элемент черной магии: многое казалось ученикам непривычным и по-настоящему новым. Но в конце курса, на финальном обсуждении впечатлений и эмоций, одна ученица прямо сказала, что уже пообщалась с родителями и решила, что после школы пойдет в технологическую сферу. А другой ученик, Сережа Скрылев, с досадой признался, что по глупости пропустил один день курса и теперь бесповоротно об этом сожалеет.

Сайт села Глазок

В каждом месте, куда мы приезжаем, мы сначала проводим воркшоп для поисков идеи проекта, который может как-то улучшить местный регион. После этого мы вместе их анализируем и разбираем, а в конце недели разбиваемся на команды. Самые крутые идеи ребята реализуют сами, применяя свои новые навыки под нашим кураторством. В Глазке задумки идеально складывались в цельную картинку — сайт про Глазок, из которого можно узнать про настоящую жизнь села. Поэтому мы решили объединить усилия для работы над одним проектом и сделать его таким, что глаз не оторвать.

В рамках тура мы планируем посетить еще шесть мест. Среди них есть Новороссийск, Кисловодск и даже поселок Баренцбург на острове Шпицберген. Насчет остальных пока размышляем и дискутируем. После тура мы обобщим весь приобретенный опыт и продолжим перекладывать его на онлайн-платформу, которую разрабатываем уже сейчас. А еще через призму школьного сообщества мы снимаем документальный фильм про то, как живут регионы России. И хочется верить, что наша история заставит кого-нибудь улыбнуться, почувствовать, поверить во что-то хорошее, вдохновиться или принять решение, о котором давно мечтается.