Учитель для России

«Мысли вслух»: как детский TED покоряет российские школы

14 апреля 2018

Формат конференции TED — классный образовательный инструмент. Когда на выступление по любой теме у тебя есть 10 минут, ты должен быть готов выбрать что-то по-настоящему интересное и преподнести это остроумно и интерактивно. Когда спикером готовится быть ребёнок из простой региональной школы, он раскрепощается, тренируется в ораторском мастерстве и аргументации, учится отвечать на неожиданные вопросы и держать внимание слушателей. Но самое главное — он получает площадку и карт-бланш для того, чтобы рассказать незнакомой аудитории о чём-то действительно важном для себя. Именно поэтому прошлым летом учителя и команда программы «Учитель для России» запустили проект «Мысли вслух» — серию открытых детских конференций.

В рамках конференции каждый школьник может заявить собственную тему и получить свои 10 минут славы. Темы дети выбирают разные: от музыкальных предпочтений до причин популярности «синих китов», от билингвизма до рефлексии на собственный социальный круг, от патронусов до преимуществ жизни в век информационных технологий. Они «поясняют за шмот», раскрывают феномен биткоина, рассказывают об историческом противостоянии соседних тамбовских сёл, расшифровывают мемы, делятся математическими фокусами, мнемотехниками и отношением к школьной форме. «Мысли вслух» — это потрясающий срез современного детства, который и учителя, и родители, и мы, создатели образовательных инициатив, в такой красочной фактуре наблюдаем редко.

Первые «Мысли вслух» были озвучены в июне в Москве. На площадке РГГУ собрались дети из Воронежской, Калужской, Тамбовской, Московской областей. Везли и готовили школьников учителя программы. По их же инициативе в новом учебном году конференция локализовалась по партнёрским регионам: калужская прошла в посёлке Ферзиково, тамбовская — в селе Татаново.

Подготовка такой конференции — отдельная история. О том, как это было в Ферзиково, рассказывает Ксения Шошина:

— Перед ферзиковской командой «учителей для России» стояло две большие задачи. Первая из них — подготовить собственных спикеров. Мы выбрали тактику работать с каждым учеником индивидуально. Каждый из нас взял на вооружение трёх-четырёх детей и «вёл» их (переписки Вконтакте, встречи на переменах, после уроков), готовя к выступлениям. Таким образом у нас на конференции оказалось 10 новоиспеченных ораторов.

Вторая задача — организовать логистику и «приём» самой конференции в нашей школе. Алеся занималась перепиской с приезжими участниками, я — с местными, Дина — со СМИ, ведь школьная детская конференция — неплохой инфоповод для региона. А ещё с помощью Министерства образования и науки Калужской области мы заказали автобус для участников из Обнинска и Москвы. В школе мы организовали волотнёрскую сеть из 16 учеников. У каждого были собственные, закреплённые за ним обязанности: встречать и готовить гостей, забирать у спикеров флешки с презентациями, помогать в навигации по школе. От осознания этой ответственности с приближением конференции энтузиазм волонтёров возрастал, а мы точно знали, что нам будет, на кого положиться.

 

Всего ожидалось порядка сорока гостей. Наш директор, Екатерина Константиновна, предложила приготовить обед на гостей прямо у неё дома — мы с радостью согласились. Поэтому последний перед конференцией день мы провели дома у нашего директора за приготовлением 30 литров борща, лепкой 60 котлет и замешиванием теста на двух литрах молока. Надо сказать, мы с Алесей многому научились! Екатерина Константиновна вообще во всём нам способствовала — она нас и наших проектах она очень заботится.

Дети и слушатели были распределены по четырём параллельным секциям. Мы старались сделать так, чтобы в каждой секции были разнообразные темы и представители разных школ. Наблюдая за работой одной из секций, я была счастлива: вот наконец-то тот момент, когда дети слушают друг друга, задают вопросы, говорят слова поддержки и искренне аплодируют выступающему. Стираются границы возраста, национальности, школы, перестают идти стрелки часов, и не слышно пугающего звонка через 45 минут. Кто-то был уверен в своём выступлении, кто-то чуть менее, для кого-то это вообще был первый опыт подобных выступлений. Например, ученик Саши Старикова до последнего сомневался в участии, но ему было настолько интересно это попробовать, что он пересилил себя и приехал. Все были очень рады друг другу.

Во время кофе-брейка я наблюдала группки объединившихся участников, которые обсуждали и спорили на только что услышанные темы: кого-то объединил киберспорт, кого-то рэп. А совсем юный ученик Антона Таранова ни на секунду не расставался с фотоаппаратом и всех снимал»

Конференция «Современное детство: вслух и про себя» в тамбовском Татаново объединило в дискуссии не только детей, но и заинтересованных взрослых: родителей, педагогов, экспертов образовательного сообщества — для них были организованы отдельные сессии по психологии, предметным и метапредметным навыкам, эмоциональному интеллекту. Вот, что рассказывает об идее привезти «Мысли вслух» на Тамбовщину Никита Иванов:

— После первой конференции «Мысли вслух» в Москве стало понятно, что это мощный формат. Ученики, получающие на 10 минут микрофон и внимание целого зала взрослых, не просто отчитываются о проделанной работе. Они делятся своей страстью, поднимают важные проблемы и предлагают решения, которые наполнены вдумчивой работой и желанием помочь. Это очень вдохновляет. Поэтому и захотелось утащить это из столицы в регион и дать тамбовским ребятам возможность высказаться. Татановская школа стала естественным местом проведения: она тесно связана с сельским хозяйством и при этом очень стремится к техническим и педагогическим новшествам. Такая Тамбовская область в миниатюре.

Каких-то мер по централизованной подготовке ребят не было. На мартовской встрече УДР нам дали ряд инструментов для подготовки детей к конференции формата TED, и с ними мы вернулись в свои школы. Каждый ученик со своим учителем готовился самостоятельно. Мы как организаторы были готовы помочь в любой момент, но этого не понадобилось — каждая пара «учитель-ученик» доказала, что они вполне самодостаточны как команда. Это здорово, ведь в результате мы получили пеструю палитру непохожих друг на друга выступлений, чего бы наверняка не случилось, если бы у нас была общая канва подготовки.

Не могу выделить лучшее детское выступление, потому что они все были лучшими — честными, волнующими, смелыми. Особенной для меня стала история одной из участниц: после выступления она рассказала, что из-за травмирующего опыта несколько лет не выступала перед людьми, даже у доски. Когда она узнала про «Мысли вслух», то решила, что это ее возможность преодолеть свой страх перед публикой. В результате, после финальных вопросов и аплодисментов, она почувствовала, что страх отступил. Для нее и каждого участника выступление стало опытом, который изменил их представления о чем-то: о школе, о товарищах или о себе самом. И в этом, мне кажется, главный успех конференции.