Учитель для России

Через театр: фестиваль и площадка для обучения театральному мастерству

27 апреля 2018

В 2017 году участницы первого набора программы «Учитель для России» Маруся Полякова и Наталья Гарист придумали детский театральный фестиваль. Спустя год к фестивалю присоединились 25 школ-партнеров программы. Сегодня «Через театр» — это сообщество педагогов, детей и ценителей театра, которое позволяет школьникам из разных уголков России раскрыть свой творческий потенциал. Мы попросили Марусю и Наталью рассказать о идее фестиваля.

Маруся Полякова, выпускница программы «Учитель для России»

Все началось с момента, когда мы пришли в программу «Учитель для России». Это было почти три года назад. Мы работали учителями в региональных школах и в какой-то момент поняли, что нам очень хочется заниматься театром со своими детьми. Мотивация была разная. Я преподавала английский язык. Мне было сложно справляться со школьной рутиной, и театр был способом найти вдохновение вне уроков. Школа, в которой я работала, находилась далеко от Москвы, и мне очень хотелось привезти в столицу детей, которые никогда нигде не были. Так мы с Наташей начали ставить спектакли в своих школах. Затем мы предложили коллегам из программы присоединиться к нам и перешли от отдельных постановок к театральному фестивалю, в котором приняли участие разные школы-партнеры «Учителя для России».

Мы развернули вокруг фестиваля кампанию, приехали с детьми в Москву из регионов. Дети учились театральному мастерству и ставили спектакли. Им нравилось, и мы решили продолжать. В 2017 году за два дня фестиваля мы провели 11 спектаклей, в которых приняли участие 100 детей.

Наталья Гарист, выпускница программы «Учитель для России»

Я — преподаватель французского языка. Мне важно мотивировать детей учить язык, а делать это через театр очень легко. Фестиваль оказался источником вдохновения и для детей, и для учителей. И в прошлом, и в этом году он проходил в течение двух дней. В первый день дети показывают спектакли, которые они подготовили со своими учителями, а во второй день мы проводим мастер-классы по театральному искусству. В прошлом году после фестиваля мы поняли, что заниматься театром совсем не сложно. Если обучить детей базовым техникам, то открыть театральные студии можно в каждой школе.

В этом году мы придумали образовательную программу для детей и учителей: проводили мастер-классы по актерскому мастерству, сценической речи, основам режиссуры. Дети и учителя отправились в свои школы, придумывали постановки, ходили на экскурсии в местные театры, а мы поддерживали их в течение года и создавали среду, в которой дети могли бы ставить спектакли самостоятельно. В этом году к нашей команде организаторов фестиваля присоединились участницы программы «Учитель для России» Анна Булавина и Лена Абакумова. Анна привезла своих детей с постановкой в этом году.

Анна Булавина, участница программы «Учитель для России»

В прошлом году я не стала принимать участие в фестивале, потому что первый год в школе был сложным, и мне казалось, что я не справлюсь. В этом году, когда Наташа и Маруся объявили о том, что будет «Через театр», я подошла и сказала, что не знаю как, но очень хочу делать фестиваль. Наташа взяла меня за руку и сказала: «Если ты хочешь и не знаешь, иди к нам. Мы поможем». В этом году я приехала на фестиваль с девятью учениками, которые поставили свой спектакль. Зачем все это делать в школе? Я — учитель русского языка и литературы. У меня три класса и несколько уроков каждый день. Дети, у которых я не преподаю, оставались вне зоны моего доступа, а мне хотелось познакомиться со всеми учениками в школе. Когда я объявила, что открываю театральный кружок, ко мне стали приходить дети со всей школы. Мы знакомились, общались в неформальной обстановке, они рассказывали о себе.

Я вижу, что репетиции хорошо влияют на школьников. Например, у меня есть ученица, которая находится в непростой семейной ситуации. Она была очень обидчивой, ссорилась с учителями и одноклассниками, не могла сосредоточиться на уроках из-за мелких неурядиц. Когда мы начали заниматься театром, она стала более свободной, поняла, что может ошибаться, и никто ее за это не обидит, стала более организованной и даже перестала обижаться на людей. Она стала так сосредоточена, что ей просто некогда обижаться на окружающих. Она даже стала лучше учиться.

Алена Маркович, сооснователь программы «Учитель для России»

Для нашей программы очень важен проект «Через театр». В «Учителе для России» мы стремимся привести в школы людей, которые увидят проблемы и придумают грамотное решение. Для меня «Через театр» — подтверждение того, что это работает. Полтора года назад в школах-партнерах программы не было театра. За последний год к сообществу фестиваля присоединились 25 школ. Я благодарна Наташе и Марусе за то, что они убрали из этого процесса конкуренцию. Важно, что фестиваль — пространство, где дети могут экспериментировать, пробовать, ошибаться и быть собой. «Учитель для России» существует, чтобы давать детям такие возможности.