Учитель для России

Теория игр, спирограф и вселенная Гарри Поттера — математическая конференция от участников программы «Учитель для России»

22 февраля 2018

В январе 2018 года выпускники и участники программы «Учитель для России» провели математическую конференцию, в которой приняли участие пять школ программы. Ученики выступали с докладами о теории игр, экономическом эффекте экономии чернил, переработке использованных тетрадей и многом другом. Мы попросили организатора конференции и выпускника программы Александра Шкловера рассказать о сути конференции.

Два года назад нам с выпускницей программы Алисой Щербиной пришла идея познакомить детей, которые не учатся в математических школах, но интересуются математикой. Так появилось СКШ или Содружество квартета школ. Ни школы, ни даже их количество в СКШ никогда не было постоянным, но название закрепилось. На протяжении года мы в СКШ проводили математические квесты для детей. Позже мы поняли, что у наших встреч скорее развлекательная функция, и они не двигают детей к созданию сообщества. Тогда появилось идея конференции.

Во всех школах сейчас есть научная деятельность, но часто это не более чем формальность. На конференции в Кубинке мои ученики были единственными в секции. Работы часто гуляют по интернету переходя в наследство от одного ученика к другому. Причины понятны: подготовить учеников 5-6 классов так, чтобы работа была сделана самостоятельно и могла хоть отчасти называться научной, почти невозможно. Над темами таких работ надо думать всерьез и подолгу, а на это часто нет ни сил, ни времени. Но нам казалось, что настоящая научная конференция — это место, где дети могут раскрыться. Цель такой конференции — не соревнование, а диалог, основанный на математике.

Год назад мы провели первую научную конференцию СКШ, и она получилась очень честной. Ребята рассказывали, в какой сети обслуживают быстрее, как устроен спирограф, чем население Китая отличается от населения России и как посчитать количество волшебников во вселенной Гарри Поттера. Это были простые доклады, но они были выполнены самими школьниками, и это делало их невероятно ценным. Ребята задавали вопросы, интересовались, обсуждали мысли друг друга.

Вторая конференции прошла 27 января 2018 года. Мы с Алисой завершили свое участие в программе. Школ стало пять, а учителя второго набора программы стали готовить доклады с детьми. Я разработал простую процедуру, которая помогает учителям быть научными руководителями. Самое сложное — выбор темы. Я убежден, что тему должен подбирать учитель, так как только он способен оценить ее глубину и потенциал. Важно, что при этом он не должен знать, чем закончится работа.

Для учителя выбор темы — непростая задача. Поэтому мы проводим на общую онлайн-встречу на 30-40 минут, где я делюсь своим опытом, а учителя придумывают интересные темы. Все мы понимаем, что важен не результат, а процесс. Нужно поймать вдохновение, войти во вкус. Дальше начинается подготовка работы. Каждую неделю проходят контрольные встречи: ученики рассказывают о своих результатах и планах, учитель помогает, задавая вопросы и предлагая способы поиска решения в особенно сложных местах. Через пару месяцев начинается подготовка доклада. Для учеников это непросто, им нужно много помогать. Они учатся постепенно, пишут тексты, делают презентации.

В этом году в конференции приняли участие пять школ. Темы были очень разные и звучали так:
1) Игра жизни
2) Про экономию чернил при использовании различных математических сокращений
3) Теория игр: пример из бизнеса
4) Сколько деревьев может спасти школа, отдав тетради на переработку?
5) Кто чаще моргает?

Сейчас я планирую передать свой опыт другим учителям, так как потенциал этого мероприятия может расти, если его организация не будет зависеть от одного человека. Надеюсь, что у нас получится сделать конференцию ежегодной.