Учитель для России

«Через театр» к звёздам

1 марта 2019

Фестиваль «Через театр», который организуют наши выпускницы, уже в третий раз собирает в Москве театральные постановки детей из региональных школ. В этом году фестиваль пройдёт в Новой школе 6 и 7 апреля. Прямо сейчас 300 школьников из шести регионов России готовят свои спектакли: учителя репетируют с детьми после уроков, вместе изготавливают костюмы и декорации, рисуют афиши. Многие ребята впервые выезжают из глубинки в столицу. Это будет их первый шаг на большую сцену — волнительный и незабываемый.

Яна Суслова, выпускница программы и соорганизатор фестиваля «Через театр»

«Через театр» — это не только фестиваль, но и образовательная программа. Дети участвуют в мастер-классах от профессионалов и театральных педагогов, учителя смотрят вебинары и сами выходят на сцену в рамках практической лаборатории. Театральная лаборатория для учителей – это уже традиция, и в этом году она прошла в январе в Санкт-Петербурге, в стенах школы № 359. Участники, педагоги и организаторы проекта рассказывают, чем запомнилась лаборатория и почему социальный театр в школе становится как никогда актуальным.

 

Фестиваль «Через театр», Москва, апрель 2017 года

Что такое театральная лаборатория?

Лаборатория длилась два дня и включала в себя два направления: форум-театр и документальный театр. Участники — 20 учителей из региональных школ. Педагогами выступили петербургские профессиональные актёры, драматурги и режиссёры.

Форум-театр вела Мария Колосова, координатор театрального проекта «Вместе». Документальным театром занимались два педагога: Элина Петрова, драматург инклюзивных проектов «Особый театр» и «Квартирка» и Дмитрий Крестьянкин, педагог РГИСИ, идеолог и режиссёр «Плохого театра». Сюрприз в виде утреннего занятия по пластике и сценическому движению подготовила Валя Луценко, танцовщица и большой друг проекта.

Наташа Гарист, соосновательница проекта «Через театр»:

Два дня мы делали актёрские упражнения, писали тексты, брали интервью друг у друга, играли, смеялись, говорили о важном, показывали свои работы и обсуждали результаты. В этом году мы выбрали именно формат лаборатории, чтобы дать учителям возможность прожить весь процесс создания постановки — от сценария до выхода на сцену.

Обе лаборатории вели настоящие профессионалы своего дела, и результат поразил всех участников. Мы написали сценарии для форума и документального театра и подготовили эскизы спектаклей. Наша команда не перестаёт благодарить участников, ведущих лабораторий и всех тех, благодаря кому эта встреча стала возможной. Регина, например, нашла замечательных педагогов.

Регина Будяшкина, педагог-организатор, занимается образовательной программой фестиваля:

Я много лет знакома с Элиной, мы с ней из одного города. Элину, Диму и Машу я знаю как хороших специалистов, эти ребята открыли для меня новый театр — горизонтальный, социальный театр. Он отличается от классической вертикальной системы работы «режиссёр-актёр», когда актёры воплощают видение режиссёра, зачастую ограничивая свою свободу творчества. Поначалу актёрам это кажется забавным, но это вскоре перестаёт быть безопасным.

Я постоянно задавалась вопросом: «А существует ли безопасный театр?» И социальный театр — именно такой. В нём участвуют и профессиональные актёры, и не-актёры, это очень органичная история для всех участников процесса. Такой подход созвучен ценностям гуманистической педагогики, в рамках которой работают наши учителя.

 

Создание афиши к спектаклю «Финист – Ясный сокол», Великий Новогород, февраль 2018

Почему форум и документальный театр?

С каждым годом на фестиваль «Через театр» привозят всё больше постановок, разных жанров и форматов. В прошлом году большое впечатление на зрителей произвели документальные спектакли в жанре «вербатим». Этот театр построен на реальных историях обычных людей. Спектакль превращается в калейдоскоп пронзительных и искренних размышлений на волнующую тему.

А форум-театр приглашает зрителей поучаствовать в развитии истории на сцене и примерить на себя любую из ролей. В рамках лаборатории учителя овладели методиками создания таких спектаклей. Почему же документальный театр столь актуален для российской школы?

Регина Будяшкина:

Документальный театр близок подросткам. Потому что им есть, что сказать. Подростков мучают размышления, внутренние монологи, и на сцене они наконец могут сказать важные вещи вслух. Это становится даже терапевтической историей. И в групповой работе, когда ребята берут друг у друга интервью, развивается эмпатия. Когда я слушаю другого человека, вижу другого человека, то понимаю, в чём я на него или на неё похожа, и где мы в корне различаемся. Это про принятие истории другого человека как своей.

У меня есть мечта сделать форум-театр в школе. Для меня форум – это разгадывание какой-то ситуации. Похоже на кейс, который нужно решить. И театр здесь выступает как механизм, который помогает раскрыть кейс, понять, какие существуют варианты. Форум-театр начинается тогда, когда зритель выходит из зала и под впечатлением продолжает обсуждать увиденное. Мне хочется верить, что реальные истории в публичном контексте имеют значение. Так театр выходит за пределы сценического пространства и будит что-то важное в сердцах и умах зрителей.

Дмитрий Крестьянкин, режиссёр и театральный педагог:

Почему док? Потому что по форме это довольно просто, по содержанию крайне близко, по способу выражения — незамысловато, а по глубине — бесконечно. Что может быть интересней человеческой жизни? При этом документальный формат доступен каждому. Тут не нужны какие-то особые актёрские навыки или долгая подготовка. Важно оставаться честным, вот и всё.

У школьников часто происходит отторжение литературы как чего-то отжившего своё. Это кажется нудным и максимально далёким. Не у всех так, но у меня было нечто похожее: я никак не мог в 8 классе понять Достоевского. А документальный театр — это про человека, это близко, это будоражит. К тому же, сегодняшний мир только провоцирует на самостоятельное творчество. Все эти блоги, YouTube-каналы… У каждого школьника и школьницы есть способ самовыражения — социальные сети. Поэтому и документальный театр понятен современным подросткам.

 

Театральная лаборатория, Санкт-Петербург, январь 2018

Что даёт лаборатория учителям?

Фестиваль был создан как выпускной проект Анастасии Сатушевой, Марии Поляковой и Натальи Гарист, а вырос в большую историю о театре в школе. Театральная лаборатория для учителей в Петербурге — это часть образовательной программы, которая не оставляет участников равнодушными.

Регина Будяшкина:

Я сильно переживала эти два дня, потому что именно педагоги в своё время вдохновили меня в Петербурге. И боялась соединять эти миры — не знала, поможет ли это учителям, станет ли полезным. Но в очередной раз работа с социальным театром всё расставила по своим местам: не нужно ничего бояться, пространство само подсказывает, когда надо просто остановиться и увидеть.

На лаборатории мы это прочувствовали, когда Дима пришёл с текстами наших историй и концепцией, как их можно соединить. Мы бродили по школе, случайно увидели в одном из кабинетов бумажный замок и зеркало — и они сразу стали частью постановки и образами в нашей истории. Нужно не придумывать, не изобретать, а увидеть важное в окружающем. Когда в бытовом пространстве рождаются такие волшебные вещи — это и есть волшебство социального театра.

Ксения Никитина, педагог-организатор (Никифоровская школа №1, село Екатеринино, Тамбовская область):

Мы работаем в сельских школах, и одна из основных проблем для детей здесь — это отсутствие досуга. Им буквально некуда пойти кроме улицы и сельского клуба. Поэтому участие в «Через театр» и театральный кружок в школе для них стали настоящим приключением. Просто потому что ничего подобного рядом нет.

Мы сами не имеем профессионального театрального опыта. Поэтому основное, чему мы учимся на лабораториях — это конкретные приёмы и упражнения, которые необходимы для входа в процесс. Это помогает нам последовательно подходить к созданию спектаклей с детьми.

Дмитрий Крестьянкин:

Мне кажется, это было прекрасное маленькое путешествие. Мы были единой командой, которая за очень короткие сроки смогла сделать спектакль, со своими образами, эмоциями и чудесами. Причём как процесс, так и результат были пронизаны теплотой и радостью. Ребята-педагоги — очень талантливые. Мне кажется, те дети, которые имеют возможность учиться у таких педагогов, невообразимо счастливы. Общение, обмен опытом, игра на сцене и немного чудес — что ещё нужно для радости?

Актриса Ирина Горбачёва поддерживает фестиваль «Через театр»

5 марта закончится кампания на Planeta.ru по сбору средств для фестиваля. Деньги пойдут на дорогу ребятам из регионов, питание на фестивале и ночлег в Москве. Взамен можно выбрать себе вознаграждение: открытку от участников, стильный мерч с символикой фестиваля и, конечно же, билет на спектакль.

30 спектаклей из 28 школ шести регионов страны — это целый портрет современного российского детства. Позвольте этому чуду случится.

Поддержать фестиваль «Через театр» можно здесь: planeta.ru/campaigns/101364