Учитель для России

Рисовать и показывать: что такое скрайбинг

20 февраля 2019

«Достаём двойные листочки!» — страшная фраза, до мурашек знакомая всем поколениям школьников. А что будет, если добавить немного красок в палитру обычной контрольной? Наша участница Ирина Демидова расскажет о том, как превратить любую работу в маленький квест с помощью набора фломастеров.

Ирина Демидова, учительница русского языка и литературы в школе №43 города Калуга

Рисовать я никогда не умела, поэтому сначала скептически отнеслась к технике «скрайбинг», о которой нам рассказали на одном из мастер-классов Летнего института. Никак не могла понять, где она может мне пригодиться. Но однажды купила фломастеры и попробовала сделать красочный список текстов по литературе для пятого класса. И началось…

Что такое скрайбинг?

Это способ визуализировать большой объём информации в режиме реального времени так, чтобы он легко воспринимался и захватил внимание класса. Скрайбинг (от англ. «scribe» — делать набросок) часто используют в бизнес-презентациях, образовательных видео, рекламных плакатах или при оформлении настенных меню в кафе. Эта наглядная техника идеальна для схем, списков и диаграмм, а ведь именно они помогают лучше запоминать данные.

Нажмите на изображение, чтобы пролистать дальше. Источники: Адукар, Sketch Post

Как скрайбинг помогает учителю?

Скрайбинг увеличивает темп урока и заостряет внимание класса на том, что появляется на доске. Нужно не только услышать, что говорит учитель, но и успеть записать в свою схему, осознать записанное, перепроверить. Мы слушаем, говорим, пишем, обводим, создаем схемы, соединяем их стрелками — в работе задействованы почти все органы чувств.

Скрайбинг — техника не только творческая, но и последовательная, поэтому развивает сразу и логическое, и креативное мышление.

Я понимаю, что ребята пока не могут с такой же скоростью, как я, составлять на бумаге скрайбинг-конспекты — поэтому раздаю им готовые шаблоны, которые они параллельно со мной заполняют. Но скоро мы обязательно попробуем сделать плакат вместе. Уверена, что у моих учеников немало идей, как его лучше оформить.

Простор для фантазии

Технику скрайбинга можно применять на любом этапе урока. Особенно хорошо использовать такие нестандартные задания во время контрольных. Скрайбингом можно пользоваться и на протяжении всей работы, и за пять минут до звонка. Он помогает структурировать информацию, ещё раз зафиксировать правило и в целом снизить уровень стресса во время проверочной работы.

Мне как учительнице литературы скрайбинг помогает визуализировать стихотворения и небольшие тексты. Если разложить стихотворение по полочкам, то его проще понять, проанализировать и запомнить. Такие плакаты подходят как для индивидуальной, так и для групповой работы.

Не стоит забывать и про интерактивный формат чек-листа. Чек-лист — это список всех материалов, которые необходимо выучить или сдать в течение четверти. Все чек-листы я вывешиваю в классе на стене, чтобы в любой момент показать прогресс класса («смотрите, как много мы уже узнали») или напомнить о какой-то работе («пора бы уже сдать мне сочинение»). Особым успехом чек-листы пользуются в конце четверти перед итоговой работой — они помогают понять, какие вещи нужно повторить.

 

Без страха и упрёка

Чего точно не нужно бояться при создании скрайбинга? Во-первых, сделать плакат неаккуратно. Кажется, прелесть скрайбинга — именно в этих немного кривых линиях, разных по размеру буквах, нарушении пропорций. Никто не обратит внимания на художественные погрешности, если информация будет дана структурированно и кратко. Во-вторых, не бойтесь нарушать правила. Можно использовать всего три цвета, но какой-то фрагмент стоит выделить ярче других? Берите четвёртый фломастер! Но не перестарайтесь: восемь цветов на одном плакате запутают даже самых внимательных учеников. В-третьих, не бойтесь фантазировать. На мастер-классе нам показывали основные блоки, шрифты и фигуры — но я их, конечно же, забыла. Так на моих чек-листах появились деревья, цветы, домики, облака… И дети это оценили!

Если вы знакомы с программами для вёрстки, примеры ниже могут быть полезными. Это одна из идей для контрольных работ на основе техники скрайбинга. Когда я раздала такие задания в первый раз, у ребят был шок. Они не могли поверить, что я сама всё придумала и оформила: «Делать вам нечего!». Сейчас уже не удивляются, с удовольствием пишут и рисуют на страницах.

Зачем я это делаю? Чтобы научить ребят обращать внимание не только на содержание, но и на форму. Если приложить немного усилий, то творческим может стать всё, что угодно — даже очередная контрольная работа.